Сергей Серов

«Во-первых, это красиво — именно так хочется сказать, взглянув на любой французский плакат. Независимо от его темы или времени создания, он всегда будет изящным, элегантным, декоративным. С ним легко и приятно работать в экспозиции. На любой выставке он гарантировано обеспечит пятно, которое будет «держать стену». Это у него врожденное. Родина плаката — Франция. Современная плакатная форма своим рождением в конце XIX века обязана французским живописцам. И какие бы обличья не принимал французский плакат с тех пор, генетическая память об обстоятельствах его рождения всегда сохраняется в нем в виде живописности, легкости и особого шарма. Конечно, плакат, или что-то вроде того, существовал и раньше, чуть ли не с самого изобретения книгопечатания. В том числе и во Франции. Но во все века европейской классики тон ему задавала эстетика книги, в которой рулил текст. «Серебро набора» подчиняло себе любое изображение и декор. Парижские художники, живописцы Монмартра, совершили великую французскую визуальную революцию — картинка в плакате стала главной. Яркой, самостоятельной, крупноформатной. Буржуазный быт послевоенной добропорядочной Франции в один момент был взорван студенческими волнениями 1968 года. Демонстранты провозглашали: «Запрещать запрещается!», «Будьте реалистами — требуйте невозможного!», «Забудь все, чему тебя учили — мечтай!», «Вся власть воображению!», «Пролетарии всех стран, развлекайтесь!». Студенческий креатив сочетал несочетаемое, демократические, коммунистические, анархистские лозунги. Безбашенный французский бунт парализовал не только вертикаль государственной власти. Он стал началом конца монополии модернизма в визуальной культуре».